МБУ Централизованная система массовых библиотек ГО г.Уфа Республики Башкортостан

А. С. Пушкин. Капитанская дочка.

                        

Жанр «Капитанской дочки», Пушкин определял четко и категорически – роман, точнее: исторический роман. Он писал: «Роман мой основан на предании...».

Создателем исторического романа нового времени был Вальтер Скотт. Пушкин высоко ценил творчество и художественные достижения английского писателя, использовал его опыт. Но Пушкин не только усваивал опыт Вальтера Скотта, но и, преодолевая свойственные его романам недостатки, решительно обновлял жанр исторического романа.

Расхождение определялось, прежде всего, различием художественных методов обоих писателей: Вальтер Скотт был романтиком, Пушкин – реалистом. Потому и характер историзма у писателя-реалиста был иным – исторический реализм, предполагающий социальный анализ человека и общества, в котором он живёт, позволял открывать и в современности и в прошлом закономерности общественного развития. Всё это помогло Пушкину понять главную художественную слабость романов Вальтера Скотта. Его герои жили в среде, обусловленной особенностями исторического и национального развития, они были точно вписаны в обстановку данной национальной культуры. Их поступки, действия, их жизнь определялись, в конечном счете, любовными отношениями. Двигателем событий жизни реальных и вымышленных лиц романов оказывался любовный сюжет.

В «Капитанской дочке»  не любовь, а народная борьба стала «двигательницей событий» этого романа. Рассказчик Гринёв откровенно утверждает, что не любовь направляла его действия в дальнейших «странных обстоятельствах жизни»: «Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение».

«Неожиданным происшествием» явилась «пугачёвщина»! Пугачевщина и имела решающее влияние на жизнь героев. Именно она оказалась причиной (в этом с удивительной наглядностью проявилось новаторство Пушкина) благоприятного решения любовной коллизии: Гринёв – Маша Миронова, - грубо разрушенной старшим Гринёвым: Пугачёв «благословил» любящих.

Сюжет, являясь и историей характера, полнее всего раскрывает духовный мир героя.

Гринёв-мемуарист – один из главных героев романа. Он написал историю своей жизни за два года. Не любовь, но события восстания явились школой воспитания семнадцатилетнего офицера – он возмужал, много узнал, душевно обогатился, сохранил свою честь, проявил отвагу в беспримерных обстоятельствах, оказался способным отстоять и защитить в трудных испытаниях своё счастье. Оттого эти два года жизни надолго запомнились ему, оттого он счёл себя обязанным рассказать о пережитом и прежде всего о своих «странных» приятельских отношениях с Пугачёвым.

Закономерно и Пугачёв занял центральное место. Его характер динамически раскрывался именно в событиях и перипетиях восстания.  

Полностью принимая в романах Вальтера Скотта всё то, что органически связано с конкретной исторической действительностью и что так резко противостояло в них практике его французских и русских учеников, Пушкин ничего не сказал о том, что было для него неприемлемо даже в самых больших из достижений «шотландского чародея». Это медленность темпа действия и разительное многословие романов Скотта.

«Точность и краткость – вот первое достоинство прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат». Характерные особенности стиля и композиции «Капитанской дочки» не оставляют сомнений в том, что вкусы её автора в этом отношении оставались неизменными. «Капитанская дочка» - это предельный лаконизм повествования.