МБУ Централизованная система массовых библиотек ГО г.Уфа Республики Башкортостан

Альфред де Мюссе. Театр.

                                                           

Мюссе, А. Театр /Альфред де Мюссе; под общ. ред. А. М. Эфроса; пер., вступ. ст. и коммент. А. В. Федорова. – Москва – Ленинград: Academia, 1934. – 610 с: ил.

Издательство «Academia» было создано 31 января 1921 года — как издательство Петербургского философского общества при университете. Вскоре из печати вышла первая книга издательства — «Религия эллинизма» Ф.Ф. Зелинского. Прославившийся впоследствии логотип «Academia» работы Г.П. Любарского впервые появился на первом томе «Полного собрания творений Платона» в 1922 году.

В первый редакционный совет издательства входили видные ученые, главным образом историки, литературоведы, философы, среди них — Н.В. Болдырев, С.А. Жебелев, Л.П. Карсавин, Э.Л. Радлов, А.А. Франковский. С момента образования и до 1929 года во главе издательства стоял А.А. Кроленко (1889-1970). С самого начала для издательской продукции «Academia» стали характерными многие черты, присущие ей и в дальнейшем: серийный принцип выпуска книг, строгий и продуманный отбор произведений, серьезный научный аппарат изданий, большое мастерство оформления, высокое качество полиграфического исполнения.

В конце 1923 года издательство «Academia» было передано Государственному институту истории искусств, что повлияло на тематику выпускаемых книг — издательство сосредоточилось на изданиях по истории и теории литературы и искусства. Стали выходить серии «Вопросы современной литературы», «Искусство современной Европы», «Проблемы современной эстетики», «Поэтика». Все больший вес начинает приобретать художественная литература. С 1927 года началось издание серии «Сокровища мировой литературы»; первой из книг вышел «Декамерон» Боккаччо — первое научное издание в России. Свет увидели также «Путешествия Гулливера» Д.Свифта и первый том «Книги тысячи и одной ночи».

В 1929 году издательство было преобразовано в государственное акционерное общество и переведено в Москву, где с успехом продолжило работу. Председателем редакционного совета стал Максим Горький.

Если в 1920-х годах «Academia» издавала новейшие работы по искусству, то теперь, ориентируясь на новые круги читателей, в состав серии входила классика искусствоведения и истории искусства, публиковавшаяся либо впервые, либо в новых переводах, снабженных необходимым справочным аппаратом. В 30-х годах, наряду с книгами Леонардо да Винчи, Бенвенуто Челлини, Джорджо Вазари вышли избранные сочинения И. Винкельмана, сборник «Венецианов в письмах художника и воспоминаниях современников», «Письма» Рубенса в переводе А.Ахматовой, двухтомник писем Ван Гога. Несколько иной характер носили задуманные издательством серии художественных изданий с репродукциями и художественных альбомов. Из намечавшихся в этих сериях к изданию книг вышли: «Древнерусская миниатюра», «Фаюмский портрет», «Сассанидское серебро», «Русская крестьянская игрушка». Особо стоит отметить сборник статей видного искусствоведа Я. А. Тугенхольда «Искусство Октябрьской эпохи», изданный в 1930 г. в оформлении Д.И. Митрохина.

За 17 лет своего существования «Academia» выпустила около 1000 изданий, примерно половину — в первый, ленинградский, период своей деятельности. В 1937 году издательство «Academia» прекратило самостоятельное существование после слияния с Гослитиздатом.

Сегодня издания Academia обладают большой букинистической и антикварной ценностью. (Средняя цена книги данного издательства составляет 30—120$).