МБУ Централизованная система массовых библиотек ГО г.Уфа Республики Башкортостан

«Два капитана». К 115-летию со дня рождения В. А. Каверина

                 

Замысел произведения возник у автора в 1936 году. В санатории под Ленинградом Каверин познакомился с молодым ученым, в характере которого «горячность соединялась с прямодушием, а упорство – с удивительной определённостью цели. Ясный ум  и способность к глубокому чувству были видны в каждом его суждении». В это время писатель уже размышлял о романе, посвященном истории современного молодого человека. Рассказы ученого о своей жизни легли в основу первой части «Двух капитанов», а подмеченные писателем главные черты характера своего собеседника – в основу образа главного героя, Сани Григорьева. Рукопись была завершена за три месяца, но не была принята к публикации. Вернувшись к этой работе через полгода, Каверин решил переделать роман, написав его от первого лица. Таким образом прояснялся взгляд героя на собственную жизнь, становилась понятна его приверженность идеалам справедливости: они были усвоены им с детства. Необыкновенные обстоятельства детства главного героя (его детская немота, история отца, матери, сестры) были введены в роман в том виде, в каком о них поведал реальный рассказчик.

Публикация первой части была встречена резкой критикой, но К. М. Симонов написал положительную рецензию, решительно отвергнув все обвинения в адрес романа, и главный герой  стал кумиром предвоенной молодёжи. Его жизненный девиз: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» - стал жизненным девизом миллионов людей.

Каверин чувствовал, что история Сани Григорьева не должна завершиться поспешным и сжатым эпилогом первой части. Вторая часть «Двух капитанов» писалась в годы Великой Отечественной войны. Неоценимы материал был собран автором во время работы военным корреспондентом «Известий» на Северном флоте. Помощь в изучении лётного дела оказал Каверину лётчик С. Клебанов, героически погибший в 1943 году. Этот человек не только профессией, но и характером соответствовал тому образу главного героя, который сложился у Каверина во время работы над второй частью.

Образ капитана Татаринова – собирательный. Для его создания В. Каверин использовал обширный исторический материал об исследователях Крайнего Севера Брусилове и Седове. Образ штурмана Климова выведен с реального исторического лица, уроженца г. Уфы, штурмана шхуны «Святая Анна» Валериана Альбанова.