МБУ Централизованная система массовых библиотек ГО г.Уфа Республики Башкортостан

Егоров, П. Путеводитель по исторической части Уфы / П. Егоров, А. Чечуха. – Уфа: Белая река, 2017. – 208 с.: ил.

 

«Можно смело утверждать, что основы развития Уфы в XX веке были заложены ещё в 1888-90 гг., когда через город прошла Самаро-Златоустовская железная дорога, давшая мощный толчок развитию металлургических заводов, хлеботорговли и лесозаготовок в губернии. Уфа, в свою очередь, стала одним из центров оптовой торговли металлом, зерном и лесом. Практически каждые 10-15 лет население города удваивалось: в 1886 г. – 27 тыс., в 1897 г. – 49 тыс., в 1913 г. – 100 тыс.

Как уфимцы добивались, чтобы железнодорожные пути прошли через город – отдельная и увлекательная история. Достаточно сказать, что городской голова Д. С. Волков целую книгу по этому поводу написал. И вот в январе 1885 года с открытием моста через реку белую дорога начала действовать. Насколько большой объём работ был сделан за три года, даже сейчас сложно представить – вручную было перенесено русло реки Дёмы ( чтобы не строить второго моста), были срезаны и укреплены склоны вдоль Белой. А потом. При прокладке дороги через Уральские горы, пришлось буквально пробивать для неё дорогу взрывами.

С бурным ростом населения город охватывает строительная лихорадка. Там, где ещё недавно цвели вишни, возводятся многоквартирные, так называемые доходные дома, изначально предназначенные для сдачи в наём. Места внутри городской территории уже нет или земля очень дорогая, городская застройка движется на соседние земли. На земле помещика Новикова ( за нынешним заводом «Гидравлика») вырастает целый пригород – Восточная слобода. Резко увеличивается в размерах и находящаяся чуть дальше деревня Глумилино, большинство населения которой работает в Уфе. Растёт Никольский посёлок (Цыганская поляна), Киржацкий Затон, разъезд Дёма».