МБУ Централизованная система массовых библиотек ГО г.Уфа Республики Башкортостан

Иван Купала

 

Это народный славянский праздник, во время которого отмечается летнее солнцестояние. По традиции праздник Ивана Купалы славяне отмечали 24 июня. По-старому стилю именно на 24 июня приходилось летнее солнцестояние, по-новому стилю праздник этот приходится на 7 июля. Что интересно, 7 июля отмечают и христианский праздник Рождества Иоанна Предтечи.

История возникновения праздника Ивана Купалы отходит своими корнями к языческим временам, люди отмечали праздник Солнца и покоса. Интересным фактом является то, что до появления христианства на Руси этот праздник просто назывался «днем Купалы», имени Иван там не было. Появилось оно именно тогда, когда праздник совпал с рождеством Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель был последователем Иисуса Христа, который предсказал его появление. Он даже крестил самого Христа в Иордане. Иоанн Креститель очень почитается в христианстве, пожалуй, он самый известный святой после Богородицы.

На День Ивана Купалы приходится много традиций и обрядов, некоторые из них сохранились и в наши дни. Наши предки отмечали этот праздник так: с утра девушки собирали цветы и травы, плели венки и запасали обереги для всех жителей села. Молодые люди срубали дерево и ставили его в месте гуляний, девушки украшали это дерево цветами, вниз под дерево ставили изображение бога Ярило (кукла из соломы, а иногда и из глины). Перед куклой располагали праздничные блюда. Жгли два костра – один, возле которого водили хороводы, а второй – погребальный, чтобы сжечь Ярилу. Девушки водили хоровод возле березы, а молодые люди пытались ее выкрасть. Когда это происходило, жгли первый костер и водили вокруг него хороводы. Все участники праздника веселились, как могли, - загадывали загадки, переодевались, играли в игры. Когда костер догорал, начинали выбирать суженых. Обычно составлялось много пар, которые потом женились. Утром эти пары обнаженными купались в реке. Жрецы в это время собирали росу, которая считалась целебной. Утром же праздник и заканчивался.

Н. В. Гоголь. Вечер накануне Ивана Купала (отрывок)

"« Полно горевать тебе, козак!» - загремело что-то над ним. Оглянулся: Басаврюк! у! какая образина! Волосы – щетина, очи – как у вола! «Знаю, чего недостаёт тебе: вот чего!» Тут брякнул он с бесовскою усмешкою кожаным, висевшим у него возле пояса, кошельком. Вздрогнул Петро.  «Ге-ге-ге! да как горит! – заревел он, пересыпая на руку червонцы. – Ге-ге-ге! да как звенит! А ведь и дела только одного потребую за целую гору таких цацек». – «Дьявол! – закричал Петро. – Давай его! На всё готов!» Хлопнули по рукам. «Смотри, Петро, ты поспел как раз в пору: завтра Ивана Купала. Одну только эту ночь в году цветёт папоротник. Не прозевай! Я тебя буду ждать в полночи в Медвежьем овраге».

Я думаю, куры так не дожидаются той поры, когда баба вынесет им хлебных зёрен, как дожидался Петрусь вечера. То и дело смотрел, не становится ли тень от дерева длиннее, не румянится ли понизившееся солнышко, - и что далее, тем нетерпеливей. Экая долгота! видно, день божий потерял где-нибудь конец свой. Вот уже и солнца нет. Небо только краснеет на одной стороне. И оно уже тускнет. В поле становится холодней. Примеркает, примеркает и – смерклось. Насилу! С сердцем, только что не хотевшим выскочить из груди, собрался он в дорогу и бережно спустился густым лесом в глубокий яр, называемый Медвежьим оврагом. Басаврюк уже поджидал там. Темно хоть в глаза выстрели. Рука об руку пробирались они по топким болотам, цепляясь за густо разросшийся терновник и спотыкаясь почти на каждом шагу. Вот и ровное место. Огляделся Петро: никогда ещё не случалось ему заходить сюда. Тут остановился и Басаврюк.

- Видишь ли ты, стоят перед тобою три пригорка? Много будет на них цветов разных; но сохрани тебя нездешняя сила вырвать хоть один. Только же зацветёт папоротник, хватай его и не оглядывайся, что бы тебе позади не чудилось."