МБУ Централизованная система массовых библиотек ГО г.Уфа Республики Башкортостан

Марк Твен. Приключения Тома Сойера.

        

Марк Твен (литературный псевдоним Сэмюэла Ленгхорна Клеменса) – выдающийся американский писатель, журналист, общественный деятель. Его родиной был штат Миссури, небольшой поселок Флорида, где он появился на свет 30 ноября 1835 г. в семье судьи. Их семейство переехало в город Ганнибал, когда мальчику было 4 года. Проведенные там детские годы оставили столь огромный багаж впечатлений, что его хватило на все последующее творчество. В частности, в знаменитых «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен описал именно этот городок и его обитателей.
И был в Ганнибале живой как ртуть, впечатлительный, отважный и острый на язык мальчишка, которого звали Сэм Клеменс. От этого мальчишки, от самого себя, Марк Твен и взял больше всего, изображая Тома Сойера.

Но он не просто описал самого себя. Может быть, так ему было бы легче, но тогда и книга получилась бы другая.

У Твена есть книга воспоминаний. Она называется «Автобиография». Это прекрасная книга, умная, богатая наблюдениями и иронией. И всё-таки во всём мире читают прежде всего «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна». Их читают уже целый век. Сегодня их любят не меньше, чем сто лет назад, когда Том и Гек впервые представились читателям.

Наверно, здесь всё дело в том, что эти повести – больше, чем автобиография Сэмюэля Клеменса, который их написал. В них есть то, что не умирает со смертью человека, прожившего свою жизнь и под старость оглянувшегося на неё, чтобы вспомнить самые радостные и самые печальные страницы и подвести итог. В них есть чудо искусства. Художник прикасается к такой ему знакомой и такой на вид безликой, бесцветной провинциальной американской жизни прошлого столетия.  И за её скучной размеренностью он обнаруживает неподражаемое и неповторимое переплетение добра и зла, красоты и уродства, благородных порывов и жестоких принципов, душевной щедрости и чёрствого ханжества, природной доброты и диких предрассудков, которые крепко въелись в души людей.

Ганнибал был город как город – один из тысячи захолустных городков, разбросанных от океана до океана.

Но Твен не был обычным человеком, он был художником. И он открыл глубокие противоречия в самом однообразии, самой бестревожности родного ему Ганнибала. Он открыл здесь свои драмы, и столкновения непримиримых взглядов, и борьбу справедливости с несправедливостью, высокой мечты с унылой прозой повседневности.

Обычный американец времён Твена, возможно, не увидел, ничего особенного: так устроена жизнь, и о чём тут размышлять.

Но есть одно из незаменимых качеств художника – его недоверие к привычному, к само собой разумеющемуся. В художнике живёт способность видеть жизнь точно бы впервые. Всё на свете для него внове, всё подмечено только им одним.

«Приключения Тома Сойера». Там ведь больше игр, чем приключений. Приключений как раз не так уж много – ну, разве что сцена на кладбище, когда Том и Гек становятся невольными свидетелями убийства, да ещё поиски клада и скитания Тома и Бекки по подземному лабиринту. А так обыкновенный сорванец, который занят обыкновенными мальчишескими делами: морочит старших, развлекается, как умеет, на скучных уроках, верховодит уличной ватагой, преследует тихонь и подлиз, дерётся, мирится, затевает игры одна интереснее другой. Он смышлён, смел, благороден, справедлив, этот Том Сойер, который доставил столько хлопот своей старой тете и всему городку.