МБУ Централизованная система массовых библиотек ГО г.Уфа Республики Башкортостан

Он сам был первым нашим университетом...

Происходил из семьи крестьянина Архангельской губернии – беломорского Севера России. С детства ездил с отцом на рыбный промысел, и эти первые впечатления выразились позднее в научном интересе к «вопросам северного сияния, холода, тепла, морского льда». Школ на родине не было: грамоте Михаил обучался у местного дьячка и к 14 годам активно помогал односельчанам в написании писем и прошений. Первыми книгами – «вратами учёности» - стали для него «Грамматика» М. Смотрицкого, «Арифметика» Л. Магницкого и «Стихотворная псалтырь» Симеона Полоцкого. В возрасте 19-и лет юноша уехал с рыбным караваном в Москву. Москва являлась одним из городов, помимо Санкт-Петербурга и Киева, где можно было овладеть науками.

Ломоносов записался в Славяно-греко-латинскую академию. За пять лет учёбы он  освоил латынь, ознакомился с такими гуманитарными предметами, как риторика. Поэтика, философия; получил подготовку в области грамматики и стихосложения. Затем несколько месяцев провёл в Киево-Могилянской академии, где. По его словам, «прилежно перечитывал летописи и творения святых отцов». В 1735 был вызван в Петербург в числе 12-и способных учеников и зачислен в университет пр Академии наук. Здесь принялся за европейские языки; начал изучать математику и, как пишут биографы, «отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии, минералогии». В Академии, основанной Петром I в 1724, были представлены все ведущие дисциплины того времени; применялись самые современные подходы и новейшие приборы для проведения исследований. Всего через полгода Ломоносова направили за границу с несколькими другими студентами для обучения металлургии и горному делу. Из пятилетнего пребывания в Германии и Голландии он вынес обширные познания в области естественных наук и права.  Познакомившись с немецкой литературой. Начал собирать библиотеку. В 1741 году вернулся в Петербург, где получил назначение адъюнктом Академии по физическому классу. В 1745 году был избран профессором химии, став, таким образом, первым русским академиком наряду с филологом и поэтом В. К. Тредиаковским (1703 – 1796).

Одно из значительнейших начинаний Михаила Васильевича – открытие на Васильевском острове химической лаборатории, первой в России. Через некоторое время учёный получил привилегию на основание фабрики мозаики и бисера в Усть-Рудицах и перенёс туда свои опыты по плавке и получению цветного стекла. Многие станки и приборы также проектировались им самим. Здесь было выполнено 12 мозаичных картин, за которые Ломоносов удостоился членства в Болонской академии наук.

Ломоносов заложил основы атомно-молекулярной теории строения вещества; выдвинул кинетическую теорию теплоты; установил закон сохранения материи. Кроме того, он выступил инициатором открытий во многих других отраслях знания.

Ломоносов возглавлял географический департамент академии, руководил исправлением и составлением карт. Он также разрабатывал проект морской экспедиции по Северному морскому пути и подготовил и подготовил ряд научно-методических пособий о методах определения долготы и широты, о земном магнетизме.

Немалый вклад учёный внес в геологию полезных ископаемых. Он защищал теорию органического происхождения торфа, каменного угля и нефти. Сформулировал концепцию о движении земной коры.

 Для общественности он был поэтом и знатоком языка. Называл русский язык «повелителем многих языков», который «велик пред всеми в Европе». Составил первую российскую грамматику.

Ломоносов вёл и исторические исследования. После его смерти в 1766 году был опубликован его труд «Древняя российская история», где подвергнута критике норманнская теория о призвании варягов на правление, приведены аргументы в пользу южного происхождения «руссов».

Таким образом, Ломоносов является основоположником российской науки и ряда областей отечественной культуры. Многие из его идей и открытий получили развитие лишь в последующие столетия. Заслуги русского гения тем более ценны, что он всегда старался связать знание с практическими задачами, а также смог построить прочный фундамент для развития народного образования, с тем, чтобы на российской земле могли рождаться собственные «Ньютоны».