МБУ Централизованная система массовых библиотек ГО г.Уфа Республики Башкортостан

Орест Кипренский. 235 лет со дня рождения художника

Орест Адамович Кипренский родился 24 марта в 1782 году. Внебрачный сын русского помещика, воспитывался в семье приёмного отца – Адама Карловича Швальбе, крепостного немецкого происхождения. Фамилия Кипренский вымышленная; возможно происходит от имени богини Киприды. Шести лет от роду Кипренский был определён в Воспитательное училище при Санкт-Петербургской академии художеств, а затем и в академию, где учился исторической живописи. Но настоящим его призванием стал портрет.

Уже одна из первых его работ – погрудный портрет Адама Швальбе – имела большой успех. Написанный на деревянной доске портрет казался произведением европейского мастера XVII века. Живопись Кипренского привлекает тёплыми золотистыми тонами в духе любимого им голландского художника Рембрандта. Один из критиков того времени отметил в его полотнах «кисть широкую, смелую, мягкую, колорит сильный, удивительное сочетание в красках, искусные переливы теней».

Совет Академии художеств присудил Кипренскому за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» Большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу.

В 1809 году Кипренский был откомандирован в Москву. Там он создал несколько плотен, за которые его избрали академиком. Одно из них – парадный портрет гусара Евграфа Владимировича Давыдова, двоюродного брата поэта и будущего героя Отечественной войны Дениса Давыдова.

Большой глубиной при внешней простоте обладают женские образы Кипренского.

Образ поэта, творца особенно интересовал художников романтического направления. В 1816 году Кипренский написал портрет Василия Андреевича Жуковского.

В том же, 1816 году Кипренский, уже сложившийся мастер, впервые уехал за границу. В Италии художник прожил несколько лет, работая в основном над историческими картинами. Однако они либо не сохранились, либо вообще не были закончены.

Кипренский написал множество портретов, в том числе портрет Александра Сергеевича Пушкина.

Скрещенные на груди руки поэта, складки плаща, наброшенного на плечи, - всё это характерные признаки романтического героя, отрешённого от окружающего мира и погруженного в свои мысли. Пушкин показан в самый счастливый, светлый момент – момент творчества. Именно это особенно понравилось в портрете и самому поэту. Он выразил своё восхищение мастерством живописца в стихотворении, посвященном Кипренскому:

Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз, -

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

 

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид...

В 1828 году Кипренский покинул Россию, покинул навсегда. Его влекла Италия. Его любовь к юной Мариучче, «девочке в маковом венке», портрет которой он написал почти десять лет назад.

В 1834 году Кипренский перешёл в католичество  и обвенчался с Мариуччей. Через два года мастер скончался.