МБУ Централизованная система массовых библиотек ГО г.Уфа Республики Башкортостан

Великий мастер светотени. 410 лет со дня рождения Рембрандта ван Рейна

XVII век был для Голландии периодом расцвета всех областей духовной культуры. Бурно развивались литература, архитектура, театр, живопись. Но наибольшие культурные ценности в «золотой век» истории этой страны были созданы именно в области изобразительного искусства. Достижения голландского реализма были близки Рембрандту, и нашли в его творчестве своё наивысшее воплощение. Творчество живописца поражает широтой тематического охвата, что вообще в мировом искусстве свойственно очень редким художникам.

Рембрандт родился 15 июля 1606 года в городе Лейдене (Нидерланды). Отец художника держал мельницу, стоящую на берегу одного из рукавов Рейна. Отсюда родовое прозвище мастера – Рембрандт ван Рейн – «который с Рейна». В 1620 мальчик окончил латинскую школу гимназического уровня, затем около года учился в Лейденском университете. Здесь впервые проявилось его увлечение рисованием, поэтому родители отдали сына на обучение местному живописцу Якобу Исаку Сванненбрюху. Однако вскоре молодой человек перебрался в Амстердам к более именитому учителю – Питеру Ластману (1583 -1633).

Ластман был представителем группы голландских художников, посвятивших своё творчество античным и библейским сюжетам. Многие характерные черты живописи Ластмана оказали существенное влияние на становление стиля Рембрандта, хотя он провёл в его мастерской не более полугода и в возрасте 19 лет вернулся в родной Лейден.

В картинах «лейденского периода» (1625 – 1631) очевидны живописные черты Рембрандта-ученика: аккуратная, суховатая манера письма, резкие переходы цвета и света. С самого начала художника привлекал жанр портрета.

К лейденскому периоду относятся также первые опыты художника в области печатной графики. Неизвестно, у кого учился Рембрандт искусству офорта, но его ранние гравюры уже отличаются мастерством исполнения и глубоким пониманием рисунка. Эти работы говорят о том, что Рембрандт выбирал персонажей своих произведений. Прежде всего, из низов голландского общества. Постепенно творчество художника привлекло к себе внимание публики, его талант отметили современники, у него появились ученики. Живописцу стали предсказывать большое будущее. После приезда в Амстердам, в 1631 году, Рембрандт стал подписывать свои работы одним именем – Рембрандт. Подобно великим мастерам Тициан и Рафаэлю. В Амстердаме у художника начался один из успешных периодов в творческой жизни.

Полотно «Урок анатомии доктора Николаса Тулпа», принесло Рембрандту признание амстердамской публики. Он получил множество заказов на портреты от знатных господ, и за первые два года создал их более пятидесяти! Благосостояние художника росло вместе с его популярностью.

В 1634 году Рембрандт женился на Саскии ван Эйлеленборх, происходившей из богатой патрицианской семьи. Он очень любил супругу  и часто изображал её в самых разных образах: то в обычном костюме голландской бюргерши, то в фантастических одеждах, превращающих её в героиню античной или библейской мифологии.

В исторических произведениях раскрывается необыкновенно яркий талант Рембрандта-рассказчика. В этих работах чувствуется стремление живописца показать двойственность и противоречивость человеческой натуры, ибо именно в них, по мнению мастера, нужно искать мотивы любого поступка. Он придерживался философии Паскаля, который считал, что «человек – нечто чудесное и хранящее истину, с одной стороны, а с другой стороны, - это сосуд неопределённости и ошибок, противоречие в самом себе».

Жанр пейзажа не был у Рембрандта излюбленным. Но после смерти любимой супруги живописец искал утешение и уединение в природе. Поэтому в последующие десятилетия он серьёзно увлекся пейзажем. Выбирая места и сюжеты, художник останавливался не на эффектных видах, а уединённых, скромных, тихих уголках.

В огромном наследии Рембрандта большое место занимают гравюры и рисунки, которые были так же блестяще исполнены мастером, как живопись. Рембрандт создавал свои гравюры в технике офорта: на металлической доске, покрытой лаком, Иглой процарапывался рисунок, который в конце обрабатывался кислотами. После удаления лака, обработанные кислотой линии заполнялись краской, а с доски на влажной бумаге под прессом делался отпечаток. Рембрандтом создано около трёхсот гравюр офортом. Которые принадлежат к величайшим достижениям в области графики.

В 1640-х годах в создании образов большое значение художник придаёт светотени, живописные приёмы становятся многообразнее, смелее, колорит – насыщенным, темпераментным, исполненным ярких тонов коричневого, красного, золотистого цветов. По-прежнему преобладают композиции на библейские и евангельские темы.

Постепенно манера письма Рембрандта вышла из моды. Публика, шедшая на поводу модных тенденций, не воспринимала индивидуальный стиль живописца. Поэтому, не имея поддержки и спроса, художник жил на грани разорения.

Судьба продолжала испытывать его и наносила очередные удары. У него были серьёзные финансовые трудности, всё реже поступали заказы, сильно уменьшилось число учеников. В 1656 Рембрандта объявили банкротом, а через два года его дом и имущество ушли с молотка за бесценок.

Демонстративное непризнание творчества Рембрандта подавляло художника. Судьба наносила очередные удары. Неуклонно ухудшалось материальное положение, в 1663 году умерла вторая жена, в 1668 мастер потерял своего единственного сына Титуса. С ним осталась только дочь Корнелия. Но ни разу Рембрандт не усомнился в верности избранного пути.

Рембрандт принадлежит к тем художникам, чьё творчество не иссякло, несмотря на жизненные обстоятельства и старость. Всё новое, что привнёс в искусство Рембрандт, ни разу не изменив своим творческим принципам, совершило настоящий переворот в голландском искусстве и поставило его на путь непрерывной эволюции.

Мастер скончался 4 октября 1669 года и был погребен на кладбище рядом со своими родными людьми. Творческое наследие Рембрандта включает более шестисот живописных картин, трёхсот офортов и полутора тысяч рисунков.

Великий художник, оставивший миру богатейшее наследие, умер в забвении и нищете.