МБУ Централизованная система массовых библиотек ГО г.Уфа Республики Башкортостан

Живописец русской истории. 170 лет со дня рождения Василия Ивановича Сурикова.

   

Суриков страстно любил русскую старину: обращаясь к сложным переломным эпохам в истории России, стремился в прошлом народа найти ответ на волнующие вопросы современности.

В 1880-е создал свои наиболее значительные произведения – монументальные исторические картины: «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Берёзове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887). С глубиной и объективностью проницательного историка раскрыл в них трагические противоречия истории, логику её движения, испытания, закалившие характер народа, борьбу исторических сил в петровское время, в эпоху раскола, в годы народных движений. Главным действующим лицом в его картинах выступает борющаяся, страдающая, торжествующая народная масса, бесконечно разнообразная, богатая яркими типами. С большим мастерством Суриков передавал облик площадей и улиц старой Москвы и заполняющие их толпы народа, с глубокой любовью изображал одежду и утварь, вышивки, роспись, резьбу.

В своих монументальных по форме полотнах создал новаторский тип композиции, при которой общее движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события; добился удивительной гармонии полнозвучных чистых красок в  пленэрной живописи.

В исторических картинах 1890-х Суриков обратился к иной проблематике, избирая в прошлом события, в которых народ действует как единая, лишённая внутреннего трагического раскола сила, совершающая героические подвиги во славу Родины. Это «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899).

В годы реакции (1909 – 1910) работал над картиной «Степан Разин». Создал много акварелей. Имя Сурикова присвоено Московскому институту. В Красноярске открыт Дом-музей Сурикова, а в 1954 году был сооружен памятник выдающемуся художнику.